Для надежного запуска двигателя в любых условиях требуется рабочая батарея. Это очевидно, но не каждый специалист по обслуживанию регулярно проверяет состояние батареи. Чаще всего диагностика аккумулятора проводится только тогда, когда батарея отказывается сотрудничать.
Классическое измерение плотности электролита
Проверка плотности раствора серной кислоты, который является электролитом, всегда была одним из основных методов проверки аккумуляторов. Сегодня, в связи с распространением необслуживаемых аккумуляторов, она становится все менее важной (в них невозможно измерить плотность электролита из-за отсутствия доступа), но все еще многие аккумуляторы имеют пробки, позволяющие проводить измерения.
Преимуществом, несомненно, является возможность использования одного из самых дешевых мастерских приборов для проверки аккумуляторов — ареометра. Помимо измерения плотности кислоты, этот недорогой прибор, оснащенный прозрачной трубкой, позволяет визуально оценить ее.
Кислотный раствор должен быть бесцветным, мутность может указывать на загрязнение или доливку электролита водопроводной водой. Серый электролит указывает на сульфатацию, которую можно попытаться устранить длительной зарядкой малым током. Коричневый оттенок будет признаком систематической перезарядки аккумулятора и обусловлен высвобождением материала пластин (сопровождающимся ускоренной потерей воды). С другой стороны, черная окраска электролита (или темно-коричневая) квалифицирует аккумулятор как требующий замены из-за значительного снижения активной массы.
Правильная плотность электролита
Правильным значением для электролита в полностью заряженной батарее считается 1,28 г/см3. Значения плотности приведены для комнатной температуры; плотность уменьшается с ростом температуры на 0,01 г/см3 на каждые 15 градусов. Мы проводим измерение минимум через 30 минут после выключения двигателя для каждой ячейки отдельно. Плотность электролита уменьшается со степенью разряда. Значение менее 1,25 г/см3 сигнализирует о необходимости зарядки. Если плотность электролита значительно отклоняется в любой из них, это почти наверняка указывает на проблему с батареей. Если уровень электролита слишком низкий, то мы восполняем его примерно на 1-2 см (или до отмеченного уровня) над пластинами, добавляя соответствующее количество дистиллированной воды. После этой процедуры давайте подождем несколько часов, чтобы электролит гомогенизировался, прежде чем проводить еще одно измерение плотности.
Тест под нагрузкой
Напряжение покоя указывает на состояние заряда аккумулятора. Желаемое показание вольтметра составляет 12,6 вольт или более перед запуском двигателя. Если напряжение аккумулятора ниже 12,5 вольт, то перед оценкой эффективности аккумулятора следует провести дополнительную зарядку.
Популярным способом оценки состояния аккумулятора является проверка напряжения аккумулятора под нагрузкой. Тест под нагрузкой помогает оценить пусковую емкость. Он заключается в измерении напряжения вместе с высокой нагрузкой (порядка 100 А) в течение нескольких секунд. Если напряжение не падает ниже порогового значения, указанного в инструкции к прибору (обычно около 9–10 В), тест считается успешным. Недостатком является ограниченный выбор нагрузки, в то время как номинальная емкость аккумулятора и пусковая емкость могут сильно различаться.
Достаточно ли этого?
Хотя описанные методы могут указать, пригодна ли батарея для дальнейшего использования, они не всегда объясняют, почему срок службы батареи ниже ожидаемого. Причины преждевременного окончания срока службы батареи могут быть самыми разными. Одной из причин является неправильный выбор емкости тестируемой батареи для данного автомобиля. Если емкость батареи и пусковой ток слишком малы, это повлияет на ее срок службы. Другими причинами могут быть неисправный стартер или неправильное напряжение системы зарядки.
Пользователь может нанести вред аккумулятору, оставив автомобиль с включенным каким-либо приемником энергии. Разрядка крайне вредит стартерным аккумуляторам. Их конструкция (тонкие пластины с большой площадью поверхности) обеспечивает возможность кратковременного потребления тока очень высокой величины, но не подходит для циклической работы. Если разряд уже произошел, лучше как можно скорее подключить разряженный аккумулятор к зарядному устройству.
Другая проблема, в случае сервисных батарей, заключается в том, что допускается большая потеря электролита. Испаряющаяся вода заставляет ячейки работать с переконцентрированной кислотой, что приводит к коррозии пластин.
Современная диагностика аккумулятора
Наибольшие диагностические возможности дает использование электронных тестеров, работающих по принципу измерения проводимости (проводимости). Таким прибором является DBT-12+ производства компании DTE. Проверка аккумулятора становится простой и быстрой. Достаточно подключить его к зажимам, и тестер позволит за считанные секунды оценить пусковой ток и сравнить его со значением, указанным производителем.
В то же время мы узнаем, насколько глубоко разряжена батарея, и можем отличить это состояние от внутреннего короткого замыкания, при котором напряжение также падает. Поскольку температура батареи играет роль, у нас есть возможность компенсировать ее, указав диапазон значений.
Кроме того, тестер DBT-12+ предлагает тесты системы зарядки и запуска двигателя. При проверке системы зарядки мы измеряем напряжение без нагрузки и под нагрузкой (после включения нагрузок в несколько десятков ампер). Тестер регистрирует пульсацию напряжения, что поможет обнаружить неисправность выпрямительных диодов даже при нормальном напряжении. Если система зарядки неисправна, не удивляйтесь, если батарея сульфатируется при слишком низком напряжении. Распространенной и относительно простой в устранении проблемой являются ненадежные или окисленные клеммы аккумулятора или заземления.
При тестировании системы запуска мы также регистрируем форму волны напряжения запуска. Распространенной причиной повреждения аккумулятора являются проблемы со стартером. Каждый раз при запуске стартера из аккумулятора течет большой ток. Если он слишком большой, это отразится на состоянии аккумулятора.
Диагностика аккумулятора не должна ограничиваться проверкой самого аккумулятора, но и среды, в которой он работает. Давайте воспользуемся функциями, предоставляемыми современными тестерами, не ограничиваясь измерением параметра пусковой емкости.
Если хотите сделать диагностику аккумулятора, вы можете обратится в нашу компанию Акккумуляторная Помощь